В гармонии со средой

Истории о том, как появился интернет и для каких целей использовался, наверняка приходилось слышать каждому. В этой статье речь не пойдет о технологии HTTP или о роли интернета в жизни современного общества. Мы попробуем взглянуть на глобальную сеть как на средство коммуникации, выделить лежащие на поверхности, но часто оставляемые без внимания особенности. Исходя из них отметим главные особенности качественного интернет-сайта.

Широкое использование в последние годы интернет получил, благодаря развитию программного обеспечения и совершенствованию сетевого оборудования. Для того чтобы попасть на сайт, не нужно обладать специальными знаниями и навыками. Качество сайтов постепенно растет - сейчас все реже встречаются сверстанные во FrontPage странички с надписью "Добро пожаловать" в половину экрана. Наконец, глобальная сеть представляет все больший коммерческий интерес, о чем свидетельствуют быстрые темпы роста рекламного интернет-рынка.

Одно из достоинств сети интернет - ее широкий географический охват. Миллионы компьютеров по всему миру объединены в один большой источник информации, доступный 24 часа в сутки. Простой доступ к большим объемам информации и возможность общения, невзирая на расстояние и социальный статус, породили лавинообразный рост популярности интернета, что в свою очередь, породило рост электронной торговли.

Кто пользуется интернетом и с какими целями? По данным Forester Research, 60% от всех англоязычных пользователей глобальной сети, прежде чем отправиться в магазин за покупками, стремятся отыскать в интернете информацию об интересующих их товарах; 15% пользователей уже приобретали какой-либо товар или услугу с помощью интернета, и их количество растет с каждым днем.

Обратимся к данным ROMIR Monitoring по российской Интернет-аудитории за II квартал 2006 года . Согласно результатам исследования, аудитория российского интернета составила 19% от жителей России старше 18 лет (порядка 21 миллиона человек). По сравнению с 2003 годом данный показатель вырос в 2 раза. Однако, только 6% респондентов пользуется интернетом ежедневно. Самая большая возрастная группа интернет-пользователей (от 18 до 24 лет) составляет 36% от всех пользователей. Наиболее высокий процент пользователей наблюдается внутри социальной группы руководителей - 47%. Среди студентов выявлено 45% пользователей интернета. Среди квалифицированных специалистов - 36%.

Клиенты, действующие в интернете, различаются в своих подходах к совершению покупок и их реакции на маркетинг. Это связано с тем, что интернет-пользователи более "продвинутые" потребители, которые гораздо лучше других осознают ценность информации и, как правило, отрицательно реагируют на сообщения, нацеленные исключительно на попытку что-либо продать.

Как же продавать через интернет? Чему стоит уделить больше внимания при создании сайта? Будем отталкиваться от понимания сайта, как информационного продукта, поскольку информация - основное "богатство" сети интернет. Число веб-страниц в сети исчисляется миллиардами. Пользователей в интернете всего несколько сотен миллионов. Ни один из пользователей сети не может посетить все страницы. Интернет - избирательная форма коммуникации. Это означает, что пользователи ищут необходимую информацию, деятельность, вид развлечений или что-либо другое, только когда им это нужно. IT-специалист может облегчить процесс избирательного поиска, сделать его более эффективным для пользователя за счет предоставления в интернете полезных платформ обмена сообщениями. Большинство людей посещают известные им сайты или пользуются поисковыми машинами, общаются в форумах и переходят с сайта на сайт, пользуясь имеющимися ссылками. Пользователи интернета выбирают, какую информацию они хотят получать. Они также выбирают и того, от кого они хотели бы получать информацию. Кроме того, они сами могут распространять информацию, вследствие чего она станет доступна миллионам людей по всему миру. Именно на этом принципе построен столь популярный сейчас вирусный маркетинг.

Когда у пользователей возникает потребность в чем-либо, они переходят от сайта к сайту в поисках тех, которые наиболее полно отражают их интересы, стиль жизни и заботы. Они посещают форумы, делятся своими мнениями и опытом, обсуждают их с близкими по духу людьми. Так складываются аудитории по интересам. Именно для таких конкретных аудитории и должен создаваться сайт.

Современное понимание качества сводится к степени удовлетворенности клинта. То есть полная, удобная для восприятия информация на сайте может сделать его по настоящему качественным продуктом для интернет-пользователя.

Оказавшись в первой десятке результатов поисковых систем, ваш сайт станет для посетителя лишь промежуточным этапом в поисках качественного информационного продукта, если вы не позаботитесь об актуальном контенте и удобной навигации по сайту. Это особенно важно для интернет-магазинов, поскольку до приобретения товара, клиент не имеет возможности его увидеть и оценить. Поэтому часто ожидания клиента не оправдываются, что скорее всего приведет к ухудшению имиджа магазина.

Не только качество информации является определяющим фактором успешности интернет-ресурса. На данный момент в России оплата наличными по факту доставки остается наиболее приоритетной для 74% покупателей Интернет-магазинов. И только 18% оплачивают товары с помощью кредитных карт и электронных платежей. Такое соотношение является особенностью российского электронного рынка и свидетельствует о пока еще неразвитых средствах удаленной оплаты, а так же косвенно о низком уровне доверия к Интернет-магазинам.

Существует несколько способов повышения доверия, например реклама на каком-нибудь авторитетном сайте, отзывы клиентов, уже совершивших покупку, и самый естественный - заслуженная репутация, которая как снежный ком привлекает все новых и новых лояльных посетителей.

Это далеко не все особенности, которые заслуживают внимания IT-специалистов. Интернет предоставляет массу возможностей для исследования аудитории, конкурентов, для повышения эффективности рекламных кампаний. Однако есть и недостатки, с которыми необходимо бороться.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что нельзя недооценивать важность создания современного информативного сайта. Прежде чем начать продвигать сайт, стоит добиться положительного ответа на следующие вопросы:
- Соответствует ли содержание сайта его целевой аудитории?
- Полностью ли раскрыта тема сайта?
- Легко ли найти нужную информацию на сайте?

Работа над сайтом не заканчивается на этапе создания дизайна и наполнения его контентом. Это постоянный процесс совершенствования, позволяющий выжить при высоком уровне конкуренции. Привлечение посетителей - дело техники, а удовлетворение их потребностей - искусство.