Объединение машины и человека начато

Ранее считалось, что только в фантастических романах сила человеческого мозга способна помогать компьютерам более эффективно решать самые трудные задачи. Но это уже устаревшее чтиво. Сегодня это уже доктрина, по которой движется развитие информационной техники, а первые опыты по совместной работе мозга живого и электронного уже проводятся.

Сейчас различные нейрокомпьютерные интерфейсы разрабатываются для того, чтобы нейронам мозга помогали вычислительные мощности микрокомпьютера. Таким образом, удается вернуть человеку с ограниченной подвижностью хоть некоторые из утраченных ранее способностей.

Новый же проект гораздо более интересный и амбициозный, он буквально переворачивает старый подход с ног на голову. Это вам уже уровень, на котором ремонт компьютера на дому кажется баловством. С его помощью ученые собираются разработать действующую эффективную систему, в которой мозг играет роль помощника компьютера в решении задач, с которыми самостоятельно железо пока справляться неспособно.

Со слов возглавляющего группу разработчиков профессора Пол Сайда получается примерно следующее: сегодня человек может ввести в строку запроса поисковика интересующие его ключевые слова и, например, найти какие-то изображения. Но он никак не сможет эффективно отыскивать просто что-то прикольное или интересное и проч. Другими словами, компьютер не умеет классифицировать информацию, основываясь на какой-нибудь абстрактной концепции, но вот для человеческого ума эта задача не представляет ни малейшей сложности. Ученые, снимая электрическую активность мозга, намерены научиться помогать компьютерам, эффективно разбираться в подобных задачах.

Команда Пола Сайды работает вполне продуктивно, и уже успела собрать первое устройство, названное C3Vision. Оно включает в себя энцефалограф, электроды которого крепятся к голове человека с обыкновенной целью – для постоянного мониторинга электрической активности мозга. Далее подопытный просматривает картинки со стандартной частотой десять штук в секунду, а особый алгоритм занимается обработкой реакции, вызываемой каждой из них у смотрящего человека. В итоге программа подготавливает и выдает изображения, рассортированные по степени интереса, вызванного ими. Далее процесс повторяется с самого начала, но уже с использованием новых изображений, похожих на те, которые прежде получили наибольшие показатели интереса.

В итоге этих экспериментов должен получиться новый поисковый механизм, который будет позволять находить картинки, способные вызвать наибольший интерес пользователя, основываясь на предыдущих результатах.

Отбор картинок будет очень точным, ведь на такой скорости показа изображений сознание не успевает никак отреагировать на демонстрацию. Но зато нейронные коммуникации мозга работают гораздо быстрее, а их реакция фиксируется 64 электродами энцефалографа, то есть, фиксируется реакция на грани бессознательного, где как раз и происходит разделение на «интересно» и «неинтересно». Примечательно в этом методе еще то, что нет необходимости даже один раз мордовать человека, показывая ему кучу картинок. Достаточно взять небольшую выборку и показать ее очень быстро, например из десяти тысяч достаточно показать одну лишь сотню, чтобы сделать точные выводы о том, что именно человеку будет интересно смотреть.

Разработчики уже открыли свою компанию Neuromatters и получили почти два с половиной миллиона долларов финансирования от известного агентства DARPA с целью создать на основе своего работающего прототипа готовый для массового применения продукт. Они считают, что рано или поздно это повлечет создание совершенно новых игровых интерфейсов, нейромаркетинга и даже военных систем управления.

forums: