Исследования в интернете

Интернет - сравнительно новая среда и, безусловно, очень динамично развивающаяся. Чтобы добиться успеха, необходимо все время анализировать постоянно меняющееся состояние интернет-рынка, стараться идти на шаг впереди своих конкурентов.

Для любой компании, равно как и для ее представительства в Интернете важно знать достоинства и недостатки своих конкурентов. Для этой цели проводится так называемый конкурентный анализ.

Определить, основных конкурентов можно, обратившись к каталогу Яндекса (для российских компаний) или к Yahoo (для зарубежных). Выбрав сайты, присутствующие в этих каталогах в разделах той же тематики, следует изучить каждый сайт подробно. На некоторых из них может стоять счетчик с открытой статистикой посещаемости, которая даст ценные сведения о размере и географии аудитории, о способах ее попадания на сайт конкурента. Прямыми конкурентами также считаются сайты, находящиеся на лидирующих позициях в результатах поисковых машин по целевым запросом вашего сайта.

Какие характеристики полезно выделить у своих конкурентов:

  • - предлагаемые товары и услуги
  • - какую систему дистрибуции они используют
  • - методика работы с клиентами
  • - внешний вид сайта
  • - рекламные кампании и предложения
  • - слабые и сильные стороны с точки зрения потребителя
  • - цели и стратегии их достижения
  • - недостатки того, что предлагается на сайте

    Эти данные помогут составить картину о слабых и сильных сторонах основных конкурентов, определить основные отличия от нашей компании. Определив слабые стороны, мы можем построить действительно конкурентно способное предложение.

    Многие существующие компании хорошо знают, кто является их клиентом. Но при продвижении компании в Интернете профиль клиентов может измениться, что скажется и на способе их привлечения, дизайне сайта, предложение товара или услуги. Для выявления особенностей интернет-аудитории следует провести анализ целевой аудитории.

    Существует восемь основных способов получения информации о посетителях сайта.

  • 1. Отслеживание запросов и жалоб, получаемых по электронной почте
    Позволит выявить недоработки службы работы с клиентами или неполноту информации на сайте.
  • 2. Размещение анкет на сайте
    Хороший инструмент выявления потребностей и особенностей целевой аудитории. Однако, чтобы побудить посетителя заполнить анкету, надо чем-то его привлечь. Таким стимулом может быть подарок, бесплатное программное обеспечение или участие в розыгрыше призов.
  • 3. Рассылка анкет по электронной почте
    Отличается от предыдущего способа оперативностью и возможность опросить определенных клиентов.
  • 4. Использование cookies
  • Cookies - небольшая порция информации, которая сохраняется на компьютере посетителя сайта. С помощью них мы сможем проследить последовательность перемещений по сайту, определить, какая информация была просмотрена перед покупкой и возможно повлияла на ее совершение, а какая - нет.
  • 5. Изучение файлов заказов
    Позволяет составить профиль покупателя. Так, например, на сайтах Amazon.com и Ozon.ru сведения о ранее сделанных заказах используются для того, чтобы предложить наиболее интересные ему книги или другие товары.
  • 6. Персонализация сайта
    Крупные компании используют программы, работающие с базами данных, которые собирают информацию о посетителях сайта по тем товарам, которыми они интересуются или покупают, баннерам, по которым они кликают и т.д. Затем эти сведения поступают в другие базы данных, где содержится демографическая информация или данные о географической принадлежности, что позволяет в итоге создать профиль клиента.
  • 7. Изучение лог-файлов
    Значительное количество информации о потребителях и их привычках можно почерпнуть путем изучения лог файлов (журнал посещения сервера). Из них можно узнать, с каких внешних страниц посетители попадают на сайт, какими браузерами пользуются, на какие страницы чаще всего заходят, их доменные имена и многое другое.
  • 8. Использование JavaScript
    Помимо размещения cookies, JavaScript (интерактивный программный язык, работающий в браузерах) можно запрограммировать на сбор информации, имеющейся на браузере посетителя: например, о наличии встроенных дополнительных устройств, используемой операционной системе, версии браузера.

    Подход, объединяющий все перечисленные выше методы сбора информации, уже реализован в некоторых программных продуктах. Наиболее удачным из них является Web Log Analyzer.

    Собрав достоверные данные о своих конкурентах и посетителях, не стоит обольщаться. Главное их правильно применить. К примеру, на сайтах Яндекс, My Communities ("Майкрософт"), Ozon и Amazon всех пользователей называют по именам. Их интересы и род занятий немедленно фиксируются. Кроме того, пользователям здесь предлагается ряд услуг, например бесплатное размещение веб-сайта, бесплатный хостинг, бесплатная подписка на новости и каталог товаров и услуг, которые они могут приобрести.

    Благодаря введению личных данных о пользователе формируются прочные и доверительные отношения с ним, которые уже сами по себе гарантируют, что пользователь еще не раз войдет на сайт. Таким образом, увеличивается вероятность продаж.

    Артем Спорыхин